?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ТАРКОВСКИЙ

Слава Усимбеков работал художником в кинотеатре «Казахстан», в центре Актюбинска. Мы подружились на почве страстного, болезненного увлечения книгами. Слава был художником, но работал в жанре специфическом: рисовал для кинотеатра афиши. Слава первым прочитывал всякие журналы о кино, сообщал самые свежие новости. Новость о фильме Тарковского «Зеркало» размещалась в тощем журнальчике. Содержание выглядело примерно таким: фильм о воспоминаниях мальчика-подростка. У будущего лауреата международных премий была какая-то, самая последняя, категория.


А вскоре пришла копия «Зеркала». Фильма, о котором уже заранее сложилось мнение, что он про какого-то мальчика и «некассовый». Поэтому в план проката его поставили по одному разу в кинотеатры города, и, кто мог – тот вообще благоразумно отказался. И – какой ему там «прайм тайм» - в самое неудобное, «мёртвое» время – где-то около полудня. Ну, - «про подростка» - детский, значит.
В тот день у меня болела голова. Но отложить просмотр «на потом» возможности не было. Не скажу, что от сеанса пришёл в восторг. Произошла «загрузка». Фильм со всеми его кадрами событий на Даманском, типографии, ветром в лесной чаще, стихами и запахами просто ушёл незаметно куда-то в подсознание.

Есть произведения искусства, которые от Бога. Мы называем их классикой. В них заложено что-то такое, вроде двадцать пятого кадра, звука на неслышимой нами частоте. То, что воздействует на глубины нашего подсознания, сразу на душу, потому что она где-то там. И они вписываются, входят в нас навсегда, потом корректируя наши поступки, наше отношение к миру. А внешне это не заметно. Посмотрел «Затмение» Антониони, поскучал, ушёл. А запись произошла. Что-то щёлкнуло внутри сознания. Оно переступило на ступеньку выше. Хотя внешне ни вы сами, ни из окружающих никто в вас этого не заметил. И такие фильмы даже не обязательно смотреть во второй, третий раз: они уже записаны внутри. Вы уже всё запомнили…

Но «Зеркало» я успел посмотреть ещё раз. Его через несколько дней показали ещё раз в другом кинотеатре.

Потом были и «Ностальгия» и «Жертвоприношение». Потрясающая сцена Янковского в сухом бассейне со свечой. В «Жертвоприношении» Эрланд Йозефсон – Александр - приносит в жертву самое дорогое и… спасает мир. Не супермен, не сверхоружие спасает мир, а обыкновенная, бесплотная Мысль, Слово…

И снова об Андрее.
Чтобы стать святым, наверное, обязательно нужно быть мучеником?

Другого пути не бывает?..

Comments

( 26 comments — Leave a comment )
kyfina
Apr. 5th, 2012 04:56 am (UTC)
Знаете, Саша, я тоже об этом всегда думаю... и к сожалению прихожу к выводу, что другого пути действительно нет... по-крайней мере для того, чтобы стать святым в глазах людей. Ведь о том, что на эту тему думает Бог - нам никогда не узнать... но было бы весьма любопытно, а вдруг у Него другое отношение к святости... .
Вот раскопала свой сумбурный стих:
Если всё святое - свято,
Почему оно в крови?!
Крест святой в крови Иисуса,
И Израиль весь в крови.
Видимо цена такая:
То что свято, то в крови ?!
Или что в крови - то свято?!
Боже правый, помоги -
Помоги мне разобраться,
Ценность точно назови -
Что же свято: капли крови
Иль предметы, что в крови ???
barkilfedro
Apr. 5th, 2012 05:03 am (UTC)
Да, Наташа, очень созвучно...
lukor
Apr. 7th, 2012 06:03 am (UTC)
Наташа, опубликуйте свои последние стихи отдельным постом. Хочется познакомиться поближе.
kyfina
Apr. 7th, 2012 06:32 am (UTC)
А у меня есть 2 поста со стихами, только они не из последних, так как пока (!) муза не прилетает, наверное, это благодаря моему научному руководителю и беседы с ним . Если вам будет любопытна сама дискуссия, то она здесь: http://kyfina.livejournal.com/13141.html
А стихи здесь: http://kyfina.livejournal.com/19108.html
И : http://kyfina.livejournal.com/19696.html
lukor
Apr. 7th, 2012 06:46 am (UTC)
Спасибо, Наташа).
kyfina
Apr. 7th, 2012 06:51 am (UTC)
Не понимаю за что:), но пожалуйста!
tatarca
Apr. 5th, 2012 05:09 am (UTC)
А может все проще:когда человек совершает то значительное ради чего пришел в жизнь, его программа заканчивается, и он уходит.Др. дело, что то значительное, требует таких усилий, какие у нас венчаются венком терновым, в нашем , земном сознании.
barkilfedro
Apr. 5th, 2012 05:13 am (UTC)
Оно-то, может, и проще, но закавыка в чём: не помнится случая, чтобы человек, совершивший для людей множество добрых дел, ушёл в иной мир тихо, без страданий.
Хочешь титул Спасителя - иди на Крест...
tatarca
Apr. 5th, 2012 05:41 am (UTC)
Вряд ли кто-то сознательно хочет титул спасителя,скорее это идет от потребности поступить так или иначе, либо по совести, либо из любви к кому или чему либо, либо из проф интереса
gbook96
Apr. 5th, 2012 05:47 am (UTC)
Я по похожей рекомендации пропустил первый показ "Сталкера". Старший приятель сказал, что фуфло - чё там смотреть? Только поступил тогда на 1-й курс и делать различия в рекомендующих ещё не научился.
Потом заинтересовался статьёй в Студ.Мередиане и пошел на просмотр для любителей. И ещё потом много раз.
barkilfedro
Apr. 5th, 2012 05:50 am (UTC)
Да, фильм будто бы и не запретили, но постарались задвинуть его от глаз подальше...
Так же и с последующими фильмами Тарковского.
Пока не наступила другая эпоха.
gbook96
Apr. 5th, 2012 06:13 am (UTC)
Ну, не знаю. Я все, наверное, смотрел. В основном, конечно, в кинотеатрах для "любителей авторского кино" что-ли. Однако доступно было без проблем.
Может и не задвигали, а просто в больших кинотеатрах их и смысла-то крутить не было. Таких, с оценкой "фуфло", было много.
Даже в маленьком "клубе любителей" пришлось как-то смотреть не то "Солярис", не то "Сталкер" под громкое ржание каких-то придурков.
barkilfedro
Apr. 5th, 2012 06:25 am (UTC)
Вы правы, но только отчасти. Помнятся огромные полотнища реклам советских фильмов, которые, действительно, представляли из себя классическое "фуфло", как это "фуфло рекламировали по ТВ, в газетах!
Если бы к фильмам Тарковского был изначально подход, как к чему-то серьёзному, значимому. Когда бы Первый канал показал бы то же "Зеркало" в "праймтайм", с комментариями уважаемых кинокритиков...
Была скрытая антипропаганда искусства Тарковского.

gbook96
Apr. 5th, 2012 06:49 am (UTC)
Ой, да вы школу забыли!?
"Серьёзный и значимый" подход с "комментариями уважаемых критиков" напрочь убили для большинства из нас и Пушкина и Чехова и всю русскую классическую литературу.
Если-бы это смогли сделать модным, то было-бы много понтов с подмигиваниями типа "Черного Квадрата", только от Тарковского.
Ну да, больше было-бы тех кто узнал и смог-бы принять, но истинно массовыми эти фильмы всё равно не стали-бы.
Мне вот "Зеркало" не пошло.
barkilfedro
Apr. 5th, 2012 06:55 am (UTC)
Может, Вы и правы. В том, что для фильмов Тарковского лучше было, чтобы из них, пусть не запретный плод, но чего-то "не для всех". Ну, как чёрная икра, ковёр, машина по записи.
Что-то труднодоступное.
И тогда многие смотрели его фильмы, пусть через силу, но чувствуя себя причастными к определённому клану "избранных"...
gbook96
Apr. 5th, 2012 07:24 am (UTC)
Вы вот смотрели это в больших залах - уходил народ?
Дружбан говорил, что с первого Сталкера "пол-зала разошлось".
"Зеркало", правда, я смотрел в широко-форматном большом кинотеатре - не помню, чтоб видел уходящих. Впрочем, по сторонам не глазел.
Опять-же, такая "антипропаганда" была и на другие не массовые фильмы. И здесь, на "цивилизованном Западе" и прямо сейчас тоже какие-то фильмы идут сразу в DVD, а не в кинотеатры.
СССР, конечно, мог-бы себе позволить крутить некассовые фильмы сколько пожелают, но врядли это принесло тот эффект о котором вы мечтаете.

Да, я смотрел-читал-слушал порой "через силу", но не для принадлежности, а из любопытства - пытался разобраться "что-же там есть". Что-то прошло, что-то нет.
Одним из самых больших удивлений был альбом Городницкого "Сама Жизнь". Почитал стихи и изумился - разве это возможно спеть? Пробило не с первого раза, но пластинка стала любимой надолго.
Тогда я понял, не всё то плохо, что "не идёт" сразу, порой необходимо усилие и время. Не все-ж такие чуткие и талантливо-восприимчивые. :)
gbook96
Apr. 5th, 2012 05:30 pm (UTC)
Чёрт, перепутал - Градского конечно, а не Городницкого...
Сама жизнь (Вокальная сюита на стихи Поля Элюара) - Александр Градский
barkilfedro
Apr. 6th, 2012 05:57 am (UTC)
Градский тоже не всегда с первого раза...
leka_veselka
Apr. 5th, 2012 05:55 am (UTC)
Согласна с tatarca на все 100.
Но... есть другие святые, о которых мы не знаем, потому что они существуют практически вне социума - ни должностей, ни славы, ни власти.
barkilfedro
Apr. 5th, 2012 06:28 am (UTC)
И мы не знаем, какая боль и кровь у них присутствует в конце их жизненного пути?..
leka_veselka
Apr. 5th, 2012 10:21 am (UTC)
Не знаем. А если узнаём, то ужасаемся, потому что действительно и больно и страшно и не понимаешь ничего.
elenablondy
Apr. 5th, 2012 07:18 am (UTC)
http://knigozavr.ru/2012/04/05/v-glaz-ot-aleksandra-dunaenko-tarkovskij/

Саша, спасибо!
Очень созвучный текст. Я о таких фильмах и книгах говорю - они во мне состоялись. Неважно, понравились или нет, и насколько поняты, но дальше после перезагрузки, живу уже с ними...
barkilfedro
Apr. 5th, 2012 07:27 am (UTC)
Спасибо, Лена!
aleksandrsp
Apr. 6th, 2012 03:51 am (UTC)
Тарковского видел пару раз. Он привозил свои фильмы в Харьков сам (Харьков был из особых городов, Харьков и Новосибирск, я думаю). Показы проходили в различных клубах, в кинотеатрах - не помню. (Нет, вру - "Андрей Рублёв" смотрел в кинотеатре при полном аншлаге). Тарковский выступать не умел совершенно, а может не считал нужным. Пойти на его фильм было очень престижно. Вся интеллигенция города была там обязательно.
Тарковский был понятен далеко не сразу и всегда не до конца.... Ещё и сейчас что-то всплывает, наконец-то...
Понимаешь Саш, его творчество, как мне кажется - концентрат, эссенция.
То что он нашёл - разбавляют до приемлемой концентрации другие и мы говорим, что это гениально.
Но я не кинокритик и с памятью напряжёнка, хотел привести примеры, но не вспомнил когда надо, потом всплывёт, конечно, но это будет последракикулакамимахание. Просто, когда смотрел, думал - ага, это из Тарковского и это... И может это и не сознательное воровство - просто вошло так губоко, что сознание выдало за своё. У меня когда-то было так...
barkilfedro
Apr. 6th, 2012 05:56 am (UTC)
Я, когда слушал Баха, думал о том, что попса уже им давно пользуется. Вырывая отдельные такты, фразочки. Одне фраза - одна песня. Ещё и с припевом.
А у него, у Баха, этих фразочек хватит до скончания века...
lukor
Apr. 7th, 2012 06:28 am (UTC)
Посмотрев "Сталкера" в Москве , я в скорости покинула Россию и все фильмы Тарковского, к величайшему моему удивлению, смотрела по ч/б телевидению уже в Иерусалиме по каналу Сирийского телевидения, которое транслировал русские фильмы для находящихся там русских военных...Не было у меня опыта "выходящих из зала", но был рядом алкоголик муж, Лёвушка Коробицин, вкусу которого я очень доверяла."Смотри , Люда, и запоминай . Это будет жить всегда". Я смотрела "через силу" и запоминала...А потом в кинотеатре Повторного фильма "Синематек" я вдруг попала на просмотр фильма"Андрей РУблёв".
Широкий экран, зал полон израилетян, немного русскоговорящих. И все затаили дыхание.
Так я просмотрела все фильмы Тарковского, без того, чтоб обсудить с кем-нибудь или хотя бы высказаться. А потом сборник стихов его привезли друзья...
Саша, наверное есть определённый возраст для осознания такого рода трактовки в искусстве (в кино). Мне Тарковский "достался в мучениях". Но достался ).
( 26 comments — Leave a comment )

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Powered by LiveJournal.com